Когда будут русские электромобили – ждем знаковой премьеры

К отечественному автопрому отношение современного человека в России достаточно сдержанное. Несмотря на все успехи компании Lada, никакого тотального доверия и веры в развитие не вышло. Поэтому фраза отечественные электромобили даже звучит как-то неестественно. Говорить о разработке русских машин на электрической тяге многие считают смешным. Но все не так смешно и грустно, как кажется на первый взгляд. Проблема отсутствия в салонах истинно русских электрических машин связана исключительно с отсутствием спроса и интереса у населения. Еще одна большая проблема - полное отсутствие такого интереса у власть имеющих, так как такое распространение напрочь убьет нефтяную промышленность за несколько лет. Согласитесь, хороший электромобиль по цене Lada Vesta разошелся бы из салонов очень быстро. Ожидание строительства хорошего авто на электричестве присутствует, так как это мировая тенденция.

Как оказалось, и ожидать уже ничего не нужно. Сегодня в ассортименте разработок практически всех отечественных производителей есть электрокары. Проблема в том, что они пока не поставляются в серию из-за определенного влияния свыше, а также по причинам отсутствия инфраструктуры для их эксплуатации. Вообще, на отечественных заводах хоронят немало хороших инноваций. К примеру, не так давно УАЗ разработал собственный гибридный двигатель, который сократил бы расход топлива на Patriot в три раза. Но этот концепт пока представляются только на выставках, не решаясь предложить его реальному покупателю. Таких концептов и выставочных вариантов в истории отечественного автомобилестроения было очень много. Стоит рассмотреть самые интересные варианты, чтобы получить больше представления о мощи отечественной промышленности. А как насчёт электрических самокатов, сегвэев, велосипедов?

Советские электромобили? Их было весьма немало

Начиная с 1980-х годов, отечественные инженеры строили вполне интересные электромобили в самых разных вариантах. Транспорт оказывался не просто вариантов опытного исследования, но и реально служил на советских предприятиях. К примеру, электрический грузовик ВАЗ 2802 Пони реально работал в сфере доставки товаров в Москве еще в начале 1980 года. Электрокар ВАЗ 2Э11011 Электророллер был прекрасным прототипом фактически джипа с электродвигателем.

Но самый большой интерес привлек ВАЗ 2801:

  • автомобиль был создан на основе ВАЗ 2102 - универсала компании, но вся задняя часть была занята батареей и грузовым пространством, так что получился двухместный фургон;
  • предназначение машинки было исключительно коммерческим, поэтому в продажу электрическое авто так и не поступило, рядовые граждане не смогли купить его в пользование;
  • было собрано и выпущено 47 экземпляров, которые были отправлены на предприятия, где служили достаточно долго, экономили деньги и топливо для отечественных производств;
  • мощность двигателя - 35 л.с., максимальная скорсоть 87 км/ч, разгон и динамика оказались не очень привлекательными, но и это уже отличные характеристики для того времени;
  • а теперь самое интересное - запас хода на то время достиг просто невероятных показателей - 130 км на одном заряде батарей, которые весили всего 320 кг и не мешали функциональности.

Вот такие интересные особенности предложил Советский Союз. О многих прототипах не знают даже эксперты автомобильного рынка. Интересно, что уже на то время, более 30 лет назад, машины на электродвигателях могли проходит до 130 км на одном заряде батарей. Сегодня у первого поколения Leaf пробег в 150 км на одном заряде считается достижением технической мысли. Это наводит на определенные сожаления о крахе разработки электромобилей в СССР.

А что после распада Союза? Электромобили были всегда

После развала Союза автомобильная отрасль пришла в норму уже в начале 2000-х. Но ни одного серийного электромобиля так и не было выпущено. К сожалению, пока это не является приоритетом нашего правительства и бизнеса. Впрочем, интересные предложения были всегда. Чего стоят разработки ОКА на электротяге. ВАЗ 1111Э неоднократно побеждал на международных турнирах электрокаров. Но больше внимания привлекли следующие концепты:

  1. ВАЗ Эльф - это прототип маленького городского электромобиля, который еще в 1996 году вышел с завода в Тольятти. Развивал Эльф скорость до 81 км/ч, ехал на одной зарядке 110 км, его проблемой была только слишком высокая стоимость оснащения.
  2. Lada Rapan. Это концепт, который был выпущен всего в одном экземпляре. ВАЗ пытался найти деньги на серийное производство, так как конструкция оказалась отличной. Но ни правительство, ни олигархи не заинтересовались в предложении в 1998 году.
  3. Lada Ellada. Это полноценный пассажирский электромобиль на основе Lada Kalina универсал. Машинка прошла в тестовую партию, она ничем не уступает по динамике бензиновым собратьям. Проезжает авто на одном заряде 140 км.
  4. Lada Vesta EV. Самая свежая разработка, которая имеет все шансы оказаться в салонах в скором времени. Запас хода 150 км, разгоняется авто до 140 км/ч, мощность составляет 82 лошадки.

Проблема всех отечественных электромобилей в цене. Если у россиянина есть выбор покупки бензинового и электрического авто в сразницей в цене практически в два раза, выбор будет сделан в пользу более дешевого топливного варианта. Покупать электромобили будут только энтузиасты, которым не слишком жалко денег. Но где гарантия, что они выберут не Leaf или Tesla? Именно поэтому финансировать отечественные электрокары пока некому.

Еще планы по выпуску отечественных электромобилей?

Да, на ВАЗ мир клином не сошелся. Не так давно группа энтузиастов с определенной поддержкой бизнеса заявила о создании отдельного завода по производству электромобилей. Проект пока носит название Прометей, что довольно знаково - он будет нести движение электромобилей в массы и позволит полностью изменить сознание человека российского в отношении авто с электромоторами. А планы у завода довольно интересные:

  • на площадке будет организована переработка и утилизация автомобилей любого типа, материалы будут использоваться разумно, отправляться на вторичное применение, а не выбрасываться;
  • будут закупаться подержанные иномарки, с которых снимут все атрибуты бензинового или дизельного мотора, удалив полностью старую технику, а также подготовив место под электричество;
  • у партнеров из других стран будут закупаться комплекты оборудования для переделки на электромобили, которые в дальнейшем и будут установлены на эти подержанные иномарки;
  • по всей стране откроют салоны, в которых представят именно данные автомобили с гарантией, официальным сервисом, качественным сопровождением и поддержкой покупателя;
  • в дальнейшем будут предоставлять услуги по переделке вашего бензинового авто в эффективный электромобиль с хорошим запасом хода и простейшей недорогой техникой.

Вот такие грандиозные планы у Прометея, и это действительно хороший знак для отечественного транспорта. Вскоре можно будет использовать свой подержанный транспорт для производства настоящего электрокара, по характеристикам не хуже Nissan Leaf, к примеру. В проекте есть заинтересованность как со стороны инвесторов, так и со стороны покупателей продукции. Впрочем, есть сомнение, что Прометей будет реализован быстро. В нашей нефтяной стране преград для такого бизнеса достаточно.

Разработки будущего - что с электротранспортом в России?

В новостях сегодня можно найти десятки интересных статей о том, что очередные испытательные варианты электрической техники были показаны Медведеву или Путину. Вопрос в том, когда эти варианты техники будут показаны обычному российскому гражданину. Среди российских предприятий начинается гонка показов и концептов, а не реальной пользы для населения, и это не самый удачный ход событий. Было бы интересно увидеть на улицах вот такой концепт:

  • в рамках компании ШАТЛ институт НАМИ и компания КамАЗ создали первый российский электрический беспилотный автобус, на котором не так давно прокатили Медведева;
  • сообщается, что партия таких автобусов будет подготовлена для обслуживания ЧМ-2018 по футболу, так что проект уже практически готов к серийному выпуску и реальной работе;
  • мотор на 50 лошадок и вместимость 12 человек создают определенные вопросы по скорости передвижения, но детальных характеристик пока производители не предлагают;
  • в планах есть постройка опытной транспортной сети из таких автобусов в Москве, при этом видят их работу в качестве такси для большой группы людей, а не маршрутного транспорта;
  • в управлении автобусом участвуют 12 сонаров, десятки датчиков и ряд спутникового оборудования, есть возможность наблюдения с помощью удаленного центра управления.

Вот такие интересные концепты появляются в российских компаниях. Удивительно, что соавтором и производителем автомобиля стал российский КамАЗ. Еще более удивительно, что отечественные заводы могут выполнить такие разработки и до сегодняшнего дня не поставляют ничего подобного в серию. Было бы интересно заменить городские маршрутки вот такими электромобилями, пусть даже и не беспилотными.

Предлагаем посмотреть видео с участием российского беспилотного электроавтобуса:

Подводим итоги

Как видите, в сфере электромобилей в России все не так плохо, как кажется на первый взгляд. Интересно, что в своем стремлении соответствовать мировым трендам производители предлагают немало отличных решений, которые вполне могли бы заменить иностранный транспорт. Но отсутствие финансовой поддержки и политической воли пока не позволяет тем же электромобилям Lada появиться в салонах по демократичной цене. Впрочем, мировая мода на электротягу обязательно победит, так что вскоре все самые интересные концепты могут стать реальностью и предложить покупателям недорогой и практичный транспорт, не потребляющий ни грамма бензина или дизеля.

Готовиться к данной эре придется не только производителям, но и покупателям. В среднем стоимость электромобиля в 2 раза выше, чем цена обычного бензинового авто. Сегодня эта тенденция идет на сближение цены, но пока слишком высокая стоимость батарей и самого оборудования не позволяет компаниям в РФ выпускать конкурентоспособный и полноценный транспорт со всеми преимуществами. Да и эксплуатировать машину на электричестве в нашей стране не так просто, как хотелось бы. Впрочем, все это решается достаточно быстро, был бы общественный интерес к данным проектам. А что вы думаете о перспективах отечественных электромобилей в ближайшем будущем?

Понравился этот контент? Подпишитесь на обновления!
 
Социальные комментарии Cackle